Коммерческий транспорт: подводя итоги пресс-конференции РОАД
4 декабря в Москве прошла пресс-конференция ассоциации РОАД, посвященная текущей ситуации на рынке коммерческого транспорта, в частности, в сегментах средне- и тяжелых грузовиков. Вице-президент ассоциации, Виталий Киселев, проанализировал информацию о том, что на протяжении более десяти лет наблюдается устойчивое сокращение числа среднетоннажных автомобилей. С 2016 года их численность снизилась на 25%, и к 2025 году они составят 1,727 миллиона вместо 2,3 миллиона в 2016. Средний возраст машин увеличивается и к середине 2023 года составил почти 28 лет, особенно это касается специализированной техники, работающей уже до 32 лет.
Максим Шишко, представляющий компанию «Глобал трак сервис», поделился данными о рынке тяжелой техники. Он сообщил о снижении доли китайских производителей с 60% до 53%, тогда как соотношение налоговых сборов для российских компаний увеличилось с 28% до 38%. Тем не менее, общее число продаж снизилось почти на 50%, и прогноз на 2025 год указывает на возможные продажи всего 46 тысяч грузовиков.
Год 2023 был значимым: продажа тяжелых грузовиков достигла 125,7 тысячи единиц, и это создало атмосферу успешного рынка. Но уже в следующем году произошел резкий спад, с 102 тысячами единиц, что породило избыток на складах и высокий уровень убытков. Коммерческие игроки были вынуждены снижать цены, что повлекло за собой отрицательные маржи и сложное финансовое положение.
Существующий рынок также пострадал из-за большого количества автомобилей, взятых в лизинг и не выплачиваемых вовремя. За последние годы китайские производители начали работать с обещанием дотаций, что усложняло жизнь остальным участникам.
По информации Максима Шишко, на складах находится около 14 тысяч грузовиков, включая 6774 FAW, 3606 Dongfeng и 2139 Shacman. Российские производители также сталкиваются с трудностями в поиске клиентов, что создаёт дополнительные риски для рынка HCV.
Участники конференции RОАД пришли к выводу, что в следующий период объемы продаж в сегменте HCV могут остаться на уровне 4 тысяч машин в месяц, что в два раза ниже по сравнению с достижениями 2023 года. Все надежды на улучшение ситуации связываются с изменениями в международной политике. В этом году КАМАЗ занимает первое место по продажам с 12,6 тысячами единиц и долей в 30,1%. Другими значимыми игроками являются Sitrak, Shacman, FAW и другие.