Нестабильность на рынке электромобилей: что происходит

Отношение правительства к электромобилям по-прежнему остается неопределенным, с частыми колебаниями между поддержкой и ограничениями. С 1 января текущего года утилизационный сбор на электрические автомобили увеличился в 20 раз, достигнув 667 400 рублей. Это решение сразу отразилось на спросе: с начала года по март продажи упали до 1854 автомобилей, тогда как в четвертом квартале 2023 года было продано 3844 электромобиля. Однако поставщики адаптировались к условиям и во втором квартале на учет встали 2546 машин, а в третьем квартале продажи выросли еще больше, до 3586. Будущее продаж электромобилей вызывает много вопросов. В прошедшем году в декабре наблюдалось стабильное равновесие с ежемесячными объемами около 1200 машин. В этом году продажи в разрезе месяцев выглядели следующим образом: 795 автомобилей в апреле, 786 в мае, 965 в июне; за третий квартал — 1257 в июле, 1082 в августе, 1247 в сентябре. На складах по-прежнему много автомобилей, произведенных не только в 2023, но и в позапрошлом годах. Можно предположить, что даже при повышении утильсбора с 1 ноября, спрос на электромобили будет стабилен, с продажами в диапазоне 1000-1200 автомобилей в месяц до следующего лета. Но новая политика утильсбора может оказать негативное влияние на импорт, так как подавляющее большинство из 7986 зарегистрированных в текущем году электромобилей имеет мощность более 80 лошадей, что делает их недоступными для оформления по льготным тарифам. Разберем более детально результаты третьего квартала. Лидером рынка остаётся бренд Zeekr с 891 проданным автомобилем. Модель 001 по-прежнему привлекательна для покупателей с 449 проданными экземплярами, следом идут 7Х — 165, 009 — 122, X — 88 и 007 — 67. Причем, несмотря на лидирующие позиции, доля Zeekr на рынке снижается, упав с 38% в конце 2024 года до 25% в третьем квартале нынешнего года. Завод «Москвич» активно распродает старые электрические автомобили 3е, реализовав 430 машин с июля по август, из которых 417 были куплены юридическими лицами. Модель заняла второе место по объему продаж после Zeekr 009. В связи с переходом на новые модели от SAIC, производство 3е было остановлено. Evolute сумел продать 539 своих электромобилей, но в отличие от Москвы, его популярная модель i-Pro довольно устойчива на уровне 363 продаж. Марка Amberauto с моделью А5 реализовала 277 автомобилей, все они выпущены в 2023 и 2024 годах. Модель Ora, которая не произвела особого впечатления на российском рынке, смогла найти лишь 50 покупателей. Avatr, принадлежащий компании «Чанган», продемонстрировал результат в 263 продажи, а BYD — 258 автомобилей. Другие производители по-прежнему демонстрируют скромные продажи. Например, BMW смогла продать всего 51 электромобиль, Porsche — по 15 единиц моделей Macan и Taycan, а Tesla — 142 машины, включая 12 пикапов Cybertruck. Минимальные результаты показали Lixiang Mega, проданный всего в четырех экземплярах. На позитивной ноте в статистику вышел небольшой Eonyx М2, поскольку в сентябре он был продан двум юридическим клиентам и одному частному лицу. Пожелаем удачи «Автотору» с этим новым продуктом, даже с запозданием на два года и без конкуренции на рынке. Таким образом, рынок электромобилей по-прежнему сталкивается с множеством вызовов и продолжающейся неопределенностью. Как вы считаете, какие последствия последует за новыми правилами утилизации для электромобилей?